04/05/2007
День пятый

08:10

Проснулись мы примерно в 7:45. Совершенно не спалось. Приняв душ, я стал рассылать SMSки, ждавшие своего часа еще со вчерашнего дня.
Еще я вспомнил, что ночью Саша решил погулять по дому в поисках холодильника с водой. Тут-то он и попытался пройти сквозь запертую дверь. Грохот стоял такой, что я думал - дом рушится. Хозяева наши, видимо, тоже не на шутку переполошились.

09:30

Нас пораньше привезли к автобусу. Пока еще наших почти не было. Берт встал в сторонке и закурил свою сигару. Подъезжавшие товарищи взирали на него и озабоченно спрашивали у нас: "Что это?" Тут пришло время нам признаться, что мы попали в семью геев. Реакция товарищей была от хохота до сердечного сочувствия. В конечном итоге все сводилось к нездоровым шуточкам в наш адрес. Можно подумать, мы сами после этой ночи тоже стали геями. В любом случае, как говорится, один раз - не пидорас.

10:05

Вот мы и поехали на экскурсию. Все хористы возбужденные, делятся впечатлениями о своих хозяевах. Такого фатализма, который обещала нам Ольга, ни у кого не встретился.
Уже через десять минут все разговоры были только про нашу с Сашей семью. Удачно пошутил Рома, который подошел к нам с утра и произнес: "Ну, что? Притерлись?"
Если раньше разговоры и шутки в автобусе сводились к траве, то теперь тема голубых однозначно затмила тему наркотиков.

10:18

У микрофона Ольга.
- ...Я думаю, что все вы довольны вашими хозяевами.
- Да!!! Ха-ха-ха! Хи-хи-хи!
- Ну, кто-то - больше, кто-то - меньше.
- Ха-ха-ха!
- Если есть какие-то проблемы, вы можете ко мне с ними подойти, и попробуем их решить.
- Мы их сами уже решили. Ха-ха-ха!
- Сегодня у нас свободный день, можно расслабиться, познакомиться с Голландией еще больше, чем вчера.
- Куда уж больше! А булки лучше не расслаблять.
- На двух экскурсиях, куда мы сегодня едем...
- Опа! У вас бутылка падает.

Далее Ольга рассказывала про нашу программу экскурсий на сегодня. После всех прелестей отдыха мы должны будем вечером выступить у мемориала. Сегодня по всей Голландии день памяти погибших. А завтра будет день празднования освобождения.

10:26

Довольно быстро мы приехали к оранжереям. У выхода из автобуса нас встречает приветливая черная собака, машет хвостом, пытается лизнуть каждого выходящего.

10:40

Первая экскурсия у нас была в парники, где выращивают герберы.

Цветы эти считаются трехлетними. С каждого квадратного метра собирают до 550 цветков. Я не стану здесь приводить разные экономические факты, которые выспрашивал народ, я расскажу кратко только то, что заинтересовало лично меня.
Интересно, что здесь выращивают не крупные герберы, какие продаются у нас, а мелкие - для букетов.
Продавать цветы хозяин имеет право только через аукцион в Амстердаме.
Для каждого работника норма сбора цветов составляет 1000 цветков в час. Они не срезают цветки, а вырывают из корня, который в горшке подвешен над желобом с водой. После сбора работники выносят цветы с грядки, складывают на этажерку и на подключаемом к розеткам (похожи на 220В) мобильном компьютере отмечают, сколько чего собрано.
Молодые цветки здесь клонируют из листьев в лаборатории, а потом высаживают в кокосовую копру. Земли там вообще нет. После высадки молодых растений первые цветки появляются уже через 5-6 недель.
Оказывается, цветкам не положено быть на свету больше определенного времени. Летом их на некоторое время затеняют раздвижной крышей, чтобы продлить ночь.

11:20

Экскурсия закончилась. Идем в автобус. Мы проехали несколько сот метров, и нас снова высадили из автобуса. Теперь нам хотят показать плантации паприки.

Кусты были высокими, выше меня. Все перцы были зелеными. На дорожках стояли коробки со специально обученными шмелями, которые летали и опыляли цветки. Надежда склонилась над коробкой: "Пчелочка златая, тук-тук-тук". Шмели не торопились отвечать. Мы стояли и ждали, когда они вылетят из дырки или залетят в нее. Наконец, появился шмель. Миша Дмитриев решил с ним поздороваться, за что был решительно ужален в живот. Миша ходит и требует сатисфакции. Тут в трубах что-то зашуршало. Мы говорим: "Миша, змея ползет. Подходи. Сейчас и она тебя укусит".
Корни растений находились в полиэтиленовой трубе, в которую периодически подавался углекислый газ, необходимый для питания и фотосинтеза. Когда его подавали, то труба с шорохом надувалась. Казалось, что по ней быстро проползает какое-то змееподобное чудовище.
Паприки здесь собирают до 25 килограммов с квадратного метра. Это, интересно, в год?
Какое же счастье было покидать эту раскаленную на солнце аранжерею!
После нас повели, чтобы показать хим. цех, где разводят удобрения, и бойлерную. Удобрения были в ведрах красного, желтого и зеленого цвета. Я тут же смекнул, что в этом цеху как раз и раскрашивают собранную продукцию.

11:53

Митяй взгромоздился на кар, стоявший при входе, и решил на нем прокатиться. Прокатился он до первой же выбоины. Ящик с инструментами, который лежал на каре, свалился и грохнулся на пол с таким шумом, что мы все подумали, будто какую колбу большую с химикатами ахнули оземь. Мы побежали посмотреть, что случилось, а там наши ребята смеются и подбирают с пола гаечные ключи.
Потом Митяй рассказал, что он на каре даже чуть не перевернулся, а остальные, глядя на него, чуть не обоссались со страха.

12:02

Приехали в этнографический музей Veenmuzeum. За оградой возвышался исполинский деревянный слон. При входе стояла невнятная ржавая механическая машина. Возможно, она была пыточная. У всех возникла однозначная ассоциация с "Кин-дза-здой". Но это была не пепелац, а нечто пострашнее.

Флаги у входа были приспущены. Я сначала принял это за непорядок, а потом вспомнил, что сегодня день памяти - флаги приспущены по всей стране.

12:08

Для начала нас клеймили какими-то невидимыми чернилами. Процедура была довольно нелепой. Мы входили на территорию парка, получали печати на руку, тут же разворачивались и выходили обратно.
Это нужно было для того, чтобы сесть в кафе под зонтиками и слопать свои порции обеденных сухих пайков. На самом деле они получились не очень "сухими" во всех отношениях. По крайней мере, нас обеспечили порциями бесплатной похлебки. А потом мы уже съели бутерброды и залили их пивом из ближайшего кафе.

12:53

Пообедав, мы снова вошли на территорию, где нам сообщили, что надо куда-то ехать на паровозике.

Мы были чрезвычайно рады прокатиться на маленькой железной дороге. Радость наша была омрачена только тем, что на платформе стояли два паровозика, которые собирались ехать в разные стороны. Мы не знали, в который из них надо садиться. Один был совершенно пустым, а в другом были пассажиры, и это означало, во-первых, что он тронется с большей вероятностью, поскольку аборигены уж наверняка знают, куда надо садиться. Во-вторых, места быстро заканчивались, поскольку аборигены заняли их часть, и надо было поторопиться. В общем, мы всей толпой разом ввалились в поезд с пассажирами. Кто-то даже нашел себе место. Процесс происходил просто лавинообразно. Сначала кто-то один решился войти в вагон, и тут же вся толпа с платформы последовала за ним.
Как только руководство в лице Красавина догнало нас, оно сообщило, что мы сели не на тот поезд. Поезд готов был уже отправиться, когда мы почти на ходу выскочили из вагонов, и столь же стремительно ломанулись занимать места в вагонах другого поезда. Собственно, сидячие места были только в одном вагончике. Я успел! Одна незадача - вагончик был крытый с не открывающимися окнами. В соседнем вагоне лавок не было, но зато он представлял собой крытую платформу. Атмосфера в нашем вагоне, раскаленном на солнце, была сродни парникам, где выращивали паприку. Мы завидовали соседнему вагону, потому что они были на свежем воздухе, а они нам - потому что мы сидим.

13:02

Мы тронулись. Мчались на паровозе мы не очень быстро. Уже метров через двести нам удалось обогнать шедшую рядом по дорожке девушку. Причем, у нас возникло общее желание схватить ее за руки и втащить в вагон.
Дмитриев, укушенный шмелем, безумствовал и из распахнутых дверей гудел в свой утиный манок в пространство. Как заметил Назаров, после укуса он стал ближе к природе.

13:04

Недолго длилась наша поездка. Стоило только переехать через мост, как нам велели спешиться на каком-то глухом лесном полустанке. Поезд покатил по тенистой аллее дальше, а мы, как кто-то точно выразился, "кто с лукошком, кто с мешком - все попиздили пешком".

13:07

Утки плавали в пруду и абсолютно не реагировали на призывное кряканье Дмитриева. Мы решили его утешить и сказали, что эти утки резиновые.

13:12

Пройдя через домик-башмачок, мы оказались на утоптанной площадке. Интересно, зачем нас сюда завели. "А вот зачем!" - сказала Надежда Васильевна и устроила насильственную репетицию. И стоило нас для этого тащить в этнический музей, везти на паровозе, вести через лес? Недооцениваем мы еще изощренность наших художественных руководителей, недооцениваем их коварство. И вот сейчас вместо того, чтобы осматривать достопримечательности, мы стоим на поляне и поем. Публика из кафе неподалеку подходит смотреть на русских дебилов.

14:03

После репетиции мы пошли глазеть на древние жилища голландцев. Здесь было представлено все, начиная от землянок, и заканчивая каменными домами зажиточных людей. Интересно было узнать, что кровати в домах были устроены на манер шкафов. Люди запирались в шкафах и спали, чтобы сохранить тепло. А дом в это время не топился и остывал. Кровати в шкафах показались мне довольно короткими. Или средневековые люди были невелики, или им приходилось спать, поджав ноги. Был еще вариант, что эти дома были выстроены в некоем масштабе по отношению к прототипам.
Некоторые дома были деревянными, а многие были обложены грунтом или торфом для утепления.

14:33

Настал момент, когда мы добрались до этнического магазина. Интересно было посмотреть, как изготавливали деревянные башмаки. Сабо - кажется, так их называли. Зайцев решился на покупку. Он затребовал самый большой размер, но для него нашелся только 43-й. Мы приговариваем: "Бери, бери, потом разносишь". И ведь он действительно их купил.

Неподалеку на веревке сушилось белье. Я подумал, что довольно неуместно делать это на территории музея. Могли бы натянуть веревку и во дворе. Приглядевшись, я понял, что это средневековое бутафорское белье, вывешенное напоказ на берегу канала, будто его только что постирали.

15:00

У меня сбылась очередная мечта жизни, и я залез на голландскую деревянную мельницу.

После мельницы мы, уже изможденные зноем, решили отдохнуть на травке около лошадиных загонов.

(Фото Андрея "большого")

Я неспеша занимался съемкой, выбирая удачный ракурс и пробуя настройки фильтров, а народ просто присел на травку и отдыхал.

Дмитриев и тут сумел отличиться. Он цапнулся за веревку лошадиного загона, которая оказалась под током. Напряжение было не убийственное, но ощущения сопровождали его довольно неприятные.
Чтобы не было обидно, а скорее, чтобы отыграться за нелепые репетиции, Миша уговорил Надежду тоже коснуться изгороди.
Самыми умными в этой истории оказались лошади, которые давно знали, что забор под током, и к нему лучше не подходить.

15:12

После, на конюшне мы глазели на ласточек.

Недолгой была эта экскурсия. Здесь было интересно. Можно было бы еще бродить и бродить, но пришло время отправляться дальше.

15:30

У церкви хозяева разобрали нас по семьям прямо из автобуса.
Дома нас ждал незабываемый обед, который приготовил Берт. Он поведал нам, что имеет лицензию повара, и в случае чего вполне готов открыть собственный ресторан, если с нынешним бизнесом будут проблемы. Но проблем ничего не предвещало. За обедом он хвастался, как сегодня случился небывалый наплыв богатых посетителей, которые смели два "вот таких" (руки максимально расставлены) шкафа эксклюзивной одежды.

После обеда мы показывали хозяевам наши фотографии с флэшки и через Интернет. В основном было чего показать Саше. Я скромно сидел в сторонке.

19:00

Настало время ехать на концерт у мемориала. К автобусу нас доставил Берт. Мы стояли в его обществе, а народ у автобуса стоял и откровенно глумился над нами. Подошел Андрей, спросил, можно ли сфотографировать нас. Да, пожалуйста! (Вечером эта фотография уже была на форуме нашего хора.)
Потом нас стали снимать на камеру. Андрей встал рядом. Ну, что? Позировать - так позировать. Играя свою нелегкую роль, я смачно цапнул его за задницу. Пусть знает наших! "И это тоже на форум выкладывай", - добавил я.
После этой шутки народ обходит нас, демонстративно не поворачиваясь к нам спиной. Веселимся, как можем.

19:13

Народ опаздывает и опаздывает. Надежды еще нет. Вот только-только подвезли Красавина. Видать, у него евро много. Вот подвозят Степу с супругой. Мы сидим в автобусе и недоумеваем, зачем голландка - предводительница голландской стороны - велела нам сидеть в автобусе?

19:16

Поехали. Часть хористов отсутствует. Нам говорят, что их должны привести уже на место. Нет ни Карева, ни Чикунова.

19:25

Степа прошел по автобусу и раздал георгиевские ленточки. Ленточки - это хорошо. Только вот прикалывать их совершенно нечем.
Проезжаем рекламный щит, где изображены девицы в одних тоненьких бикини. Наши ребята озабоченно уставились на упругие попки. И тут изображение стало сменяться другим. Надо было слышать, как автобус неодобрительно загудел.

19:29

Подъезжаем к церкви, где формируется колонна для выдвижения на кладбище. Все лоботрясы, которых мы ждали, оказывается, уже здесь. Они стоят, ручками нам машут.

19:33

Ситуацию с прикалыванием ленточек спас Дмитриев, который заготовил целый пакет сувенирных значков. Теперь он ходил и раздавал всем значки от октябрятской звездочки до олимпийского мишки. Мне он стал предлагать значок юного туриста.

19:42

Начинается шествие. Под знаменами выстроились британские военные от мала до велика. Сначала шли знаменосцы, потом шла колонна женщин. Замыкали шествие ветераны. Мы пока стоим в сторонке. Никто не приглашает нас принять участие в шествии. А мы горим желанием пройти маршем, и, может даже, грянуть по пути: "Ведь от тайги до британских морей..."

19:43

На церкви начинает неистово бить колокол. Колонна идет вперед. Следом за ней идут все окрестные зеваки, а уже за ними мы соображаем, что надо идти следом.

20:00

Окольным путем мы пришли на мемориальное захоронение. Здесь у могильных плит уже стояли знаменосцы и барабанщики, которые прошли перед нами. Все те, кто пришел почтить память усопших, стояли с противоположной от нас стороны. Вернее, это мы стояли с противоположной стороны, поскольку все венки возлагались там. Мы были поющей декорацией.
Сначала прозвучала труба, и была минута молчания. И кто только пригласил этих подростков в форме принимать участие в данном серьезном мероприятии? Они портили всю обедню. От их вида меня пробивало на "хи-хи". Например, ближней к нам стояла конопатая сутулая девочка. Лицо у нее было не скорбное или грустное, а просто угрюмое. Юбка была одета (мне так показалось, поскольку разрез был спереди) задом наперед. Галстук был заправлен в юбку. Это чудо стояло и тупило. Очень надеюсь, что кто-нибудь из моих коллег запечатлел ее на память. Зрелище того стоило.

(Фото не мое. Спасибо Андрею "большому" за это фото!)

Впрочем, все представители этого воинства стояли не очень стройно. Стояли они по линеечке с точностью до полуметра. Один из них зачем-то был одет в шкуру с красной оторочкой. Смотрелось это просто нелепо. Типа, стоит строй военных в форме, и один среди них - в шкуре. Копья ему не хватает. Поскольку он стоял в строю музыкантов, видимо, он играл на каком-то хитром инструменте, статус которого требовал находиться только в шкуре. Жаль, я так и не рассмотрел, на чем он играл.
Хоть мы были и не в форме, но держались ровнее и строже, если не считать Зайцева, который в самый разгар церемонии полез со своей камерой и смешался с немногочисленными корреспондентами.
Потом звучали фанфары. Мы спели "Вокализ", "Степь" и "Слава отцу и сыне". После ведущий церемонии сказал пару слов, и началось возложение венков. Сначала венки возлагали англичане. По крайней мере, я так понял, поскольку имя, от кого возлагался венок, произносилось по-английски. Затем, венки возлагали голландцы.
После всего этого оркестр не очень стройно но старательно заиграл музыку, и народ пошел по кругу среди могил. В этот круг удалось влиться и нам. Так мы покинули мемориал.
В это время в Амстердаме королева Голландии проводила подобную церемонию. Хоть мы и не были в Амстердаме, но местную церемонию мы скрасили. Жители городка подходили к нам и выражали свою благодарность.

20:38

Мы дошли до автобуса и остановились, а Надежда с руководителями голландцев проследовала мимо по направлению к церкви.
Мы сели в автобус и стали пить пиво, поджидая подходящих хористов. По ходу дела мы рассматривали сегодняшние фотографии.

20:45

Мы трогаемся. Кто-то кричит:
- Дедушки нет!
Ему отвечают:
- Его взяли.
- Куда взяли? В полицию, что ли?

Кстати, майор в этой поездке весел и шутлив, за что его называют "дедушка - мажор".

20:53

Людскому ликованию нет предела. Мы проезжаем памятник жопе. Да-да! Именно жопе, ибо бронзовые ноги, торчащие из земли, заканчиваются на уровне пояса. Взгляд скользит от ступней вверх и замирает на филейной части тела, поскольку именно она предстает взору, если двигаться с этой стороны дороги, а с другой - ее почти не видно.
Напоследок Саша соизволил сфотографироваться в костюме около дома. "Когда, - говорит, - еще костюм одену?"